Государство не сотрудничает с профессиональными психотерапевтами и препятствует сплочению терапевтического сообщества, косвенно изолируя специалистов от коллегиального общения и обмена знаниями и опытом. Поэтому отечественные психотерапевты разрознены и не склонны обсуждать этические стандарты.Пациенты не знают о существовании этических комиссий , не представляют опасности травмирующего воздействия неквалифицированной терапии. Выбирая психотерапевта или психолога, они руководствуются советами довольных пациентов, прошедших лечение, или рекомендациями других врачей. Но чаще, увы — коммерческой рекламой. Профессиональная психотерапия заботится об уменьшении болезненных переживаний пациента, не обесценивает взгляды и убеждения, не критикует за слабость или неискренность в сессиях.
Когда врач вызывает доверие, пациент делятся тайнами, рассказывают о сомнениях и недостатках. Психотерапевту приходится пропускать через себя чужой негатив, ощущая этический конфликт с теми, кто рассчитывает на поддержку и помощь.
Работа с внутренними конфликтами и детскими травмами способна вызывать
дискомфорт и страдания. Профессионализм предполагает максимум комфорта, минимум сомнений, тревоги и агрессии. Что бы безопасно проникать в глубину души пациента, врач-психотерапевт обязан регулярно проверять прочность собственных установок, выявлять помогают ли эти убеждения быть полезным и безопасным, эффективным для запросов, с которыми обращаются.
Без моральных ориентиров, дисциплины мышления и поведения, без регулярного этического самоанализа нельзя говорить о профессионализме и гарантии клиентской психологической безопасности.
Что бы отличать необходимые и позволительные приёмы и методы от опасных или ретравматизирующих, необходим этический аудит. Он исключён в одиночестве, как невозможно рассматривать собственное зрение. Профессиональный врач-психотерапевт не может быть уверен в собственных этических стандартах, оценивая их самостоятельно.
Главный смысл профессионального психотерапевтического сообщества — в супервизии, интервизорских и балинтовских проектах. Этический кодекс психотерапевта регулирует четыре сегмента профессиональной карьеры:
— Компетентность
— Взаимоотношения с пациентами
— Обучение и профессиональные тренинги
— Социальную ответственность и поведение в обществе
Компетентность — осознание границ , профессиональных возможностей и пробелов в знаниях. Отсутствие компетенции или низкий уровень проявляется представлением о своем профессионализме — как не требующим развития. Это нарушение этики врача.
Однократно получив психотерапевтическое образование невозможно долго оставаться на высоком профессиональном уровне.
Психотерапевт нуждается и желает регулярно оценивать результативность своей практики и соотносить её с новыми исследованиями. Основа такой оценки — обязательная обратная связь с клиентами, их впечатления об эффекте и последствиях терапии. Врач-психотерапевт готов принять претензии и неловкие вопросы клиента. И на их основе — корректировать свою методику.
Супервизии, балинтовские группы и другая взаимоподдержка профессионального сообщества могут на ранних этапах выявить признаки профессионального выгорания. Первыми из них может быть раздражение, желание «показать свое место» при столкновении с сомнениями в компетентности, проявление неуважения к клиенту или коллеге, при неспособности к диалогу в вопросах концепций, методологии и техник.
Опасные симптомы — потеря интереса к профессиональному развитию , когда врачу-психотерапевту кажется, что он уже всё знает, что блестяще работает, а недовольство клиентов объясняется «сопротивлением» или личностными особенностями.