Текст публикации ниже привожу как иллюстрацию профессионального конформизма (а в плохом или хорошем смысле — решайте сами : ). По моему скромному убеждению, главная проблема современного психоанализа — деформация его, как учения в товарную форму. Т.е. «нынешние Школы и направления» совершенно ясно и несомненно перестраиваются в угоду консьюмеризма как разновидности идеологии капиталистического общества. #доктор_Юдицкий
Стефано Болоньи – психоаналитик из Италии, действующий президент Международной Психоаналитической Ассоциации (МПА). 29/08/2016 Стефано Болоньи дал интервью аргентинскому изданию Clarín и поделился своими размышлениями о современном психоанализе.
Какие новейшие тенденции существуют сегодня в отношениях между пациентом и психоаналитиком, в слушании, молчании, интерпретации?
Сегодня работа психоаналитика выглядит более естественно и непринуждённо, чем в прежние времена. Раньше психоаналитики преимущественно молчали, вели себя несколько стереотипно, создавая атмосферу вакуума, что до сих пор является достаточно важным в психоанализе. Однако сегодня также уделяется много внимания субъективному вкладу психоаналитика в процесс взаимодействия, так как это может способствовать исследованию тех областей повседневной жизни пациента, с которыми у него складываются непростые отношения. Психоаналитик, не разрушая область переноса, развивающегося в форме неизбежных столкновений и конфликтов, сохраняет позицию равномерно-распределённого внимания. Тем самым в аналитической ситуации пациент получает возможность войти в контакт со своими внутренними переживаниями. Пациент в отношениях с аналитиком, основанных на принципах нейтральности и абстиненции, воспроизводит те трудности, с которыми он сталкивается в отношениях с самим собой и с другими людьми. Задачей аналитика является организация внутренних психических и интерсубъектных процессов пациента как в отношениях с самим собой, так и в отношениях с аналитиком.
На самом деле создать комфортную атмосферу на сессии это не проблема, куда как большей проблемой является создание условий для эффективной работы – ассоциаций, воспоминаний, и последующих изменений в жизни. В сегодняшнем понимании нейтральность аналитика означает то, что он с одной стороны не предугадывает развитие событий в анализе, а с другой стороны – не находится в состоянии анестезии. Психоаналитическая нейтральность – это чуткий резонанс с хорошими аспектами пациента и отношений. С моей точки зрения, эмпатия выражается не в согласии с наиболее очевидными проявлениями другого, но в способности поддерживать и развивать контакт со всеми аспектами личности, включая противоречия и конфликты. Такое понимание нейтральности сложилось почти за сто лет развития психоанализа и является очень важным, так как в самом начале, по крайне мере теоретически, предполагалось, что аналитик должен быть изо льда. Из наблюдателей аналитики стали участниками процесса. Сегодня аналитик и пациент размышляют и сотрудничают в общем пространстве совместного бытия.
Как вы считаете, наступит ли эпоха постфрейдизма?
Я думаю, уже наступила. Психоанализ разрастается как дерево, стволом которого являются труды Фрейда, но существуют также и многообразные ответвления – психоаналитические школы, возникшие после Фрейда и развивающие его идеи на основе новых теоретических допущений и клинических наблюдений. Безусловно, изучение трудов Фрейда является основой теоретической подготовки психоаналитиков, но в современной психоаналитической практике идеи Фрейда используются скорее в опосредованной форме. Не смотря на очень выраженные различия, все школы относятся к единому древу психоанализа и каждая из них сильна по своему и в своей области.
Что сегодня происходит с кушеткой? Можно ли этот атрибут психоанализа отнести к антиквариату?
Нет… кушетка продолжает занимать в психоанализе своё привилегированное положение, позволяя аналитику находиться в более расслабленном состоянии и не пытаться постоянно контролировать процесс. Сегодня аналитики адаптируют параметры техники под каждого конкретного пациента. Но если есть возможность использовать кушетку, то до сих пор этот способ считается предпочтительным и наиболее комфортным, в первую очередь для самого аналитика, а затем уже для пациента. Это действительно очень трудно для аналитика несколько часов в день находится под пристальными взглядами пациентов.
Эффективен ли психоанализ по скайпу?
По этому вопросу ведутся масштабные дискуссии. Считается, что при дистанционном психоанализе некоторые важные аспекты работы утрачиваются. Однако существует и множество преимуществ, например, возможность преодолевать территориальные расстояния, поддерживать непрерывную работу даже в период отъезда аналитика или пациента и т.д. Пока ещё недостаточно изучен вопрос о том, как влияет на работу аналитика ситуация нахождения в такой непосредственной близости лицом к лицу к своему пациенту, как это происходит при видео-консультации. Ведь это очень утомительно иметь прямо перед собой это контролирующее тебя лицо. Но если нет иных альтернатив, необходимо использовать эту возможность для аналитической работы. Ещё десять лет назад мы не могли бы и представить себе, что будем осуществлять анализ таким способом, хотя конечно уже существовали телефоны. А сейчас мы находимся в экспериментальной фазе.
Происходит ли со временем переосмысление психоаналитического понимания таких явлений как тревога, страдание, боль?
Да, конечно, но в рамках базисных концепций. Например, что касается боли. Это такое универсальное свойство, способствующее большей интегрированности и восприимчивости человека. Также боль является тем местом, где главным образом осуществляется лечение. Тревога всегда была и остаётся нашим основным полем работы. Человеческая натура не меняется, хотя, конечно, существуют культурные традиции и семейные различия. Например, азиатским странам только предстоит открыть для себя психоанализ. Является ли Эдипов комплекс универсальным явлением или порождением западной культуры? Отличаются ли его проявления в разных странах? Мы в скором времени узнаем об этом, потому что сейчас в азиатских странах происходит становление настоящего психоанализа, а не его имитации.
Тем не менее, всё меняется, и сегодня мы живём уже даже не в том мире, в котором родились…
Да, мир меняется. Меняется в своих внешних проявлениях, в традициях, в типах социальных связей. Сегодня недостаточно уделяется внимания тем изменениям, которые происходят с семьями. Во многих странах, где раньше вообще не существовало такого явления как развод, сегодня разводы очень распространены. Что эти изменения несут для родителей и их детей? Огромное количество свободных и одиноких людей. Можно с уверенностью утверждать, что одиночество сегодня более распространённое явление, чем в прошлом. Психическая организация людей становится всё более и более индивидуальной, нетипической. Структура личности, Супер-Эго сегодня не так сильно культурно и социально обусловлены, как раньше. Если раньше самой важной проблемой была проблема свободы, то сегодня это проблема границ.
Почему в качестве темы предстоящего интернационального конгресса Международной Психоаналитической Ассоциации была выбрана тема близости?
Это была моя идея. Для меня близость составляет суть психоанализа, пересечение между внутренним миром одного человека и внутренним миром другого. То же самое что на телесном уровне происходит в любовной паре, между матерью и ребёнком и т.д. Нечто, что может возникнуть и изменить состояние другого человека. Может утолить голод, поддержать, избавить от боли или страдания. То, что разделяется двумя людьми и является настолько глубоким, что без этого не может быть изменений. Если у человека никогда не было опыта переживания близости с другим человеком, очень маловероятно, что он сможет воспроизвести такие отношения. Мы как аналитики стремимся создавать наиболее благоприятные условия для возникновения близости в её психическом эквиваленте, что абсолютно также реально и значимо, как и близость физическая.